- "А что же я сейчас чувствую?"
- "Что происходит со мной в данный момент?"
Контакт с чувствами закладывается в детстве, и в этот период очень важно, чтоб родители прислушивались к своему ребенку, к тому, что он чувствует. Необходимо создать прочный фундамент для развития чувственной сферы.
1. Например, ребенок упал, ушиб коленку и плачет. Ему больно. В этой ситуации ребенок может услышать от взрослых:
- "Ну что ты плачешь? Ты несильно ударился, не настолько уж тебе больно. Давай-ка быстро поднимайся и успокаивайся".

- "Я вижу, что тебе больно. Понимаю, что ты расстроился из-за этого. Любому было бы неприятно в такой ситуации. Я рядом, я с тобой, давай сейчас потрем коленку, она быстрее пройдет".
В этот момент у ребенка появляются очень смешанные ощущения по этому поводу, и ему становится сложно разбираться в своих эмоциональных переживаниях.
2. Другой пример: ребенок видит, что мама чем-то расстроена. Пусть даже она не проявляет сильную эмоциональную реакцию при этом. Он внутри все равно отлавливает себя на понимании, что маме сейчас плохо. И в этот момент ему важно сверить свои ощущения. Он подходит к маме и задает вопрос:
- "Мамочка, тебе грустно? Ты расстроена?"
- "Нет, я не расстроена. С мамой все хорошо. Иди поиграй у себя в комнате".
Происходит внутренний конфликт чувств. Подобные противоречия могут способствовать тому, что во взрослой жизни человеку будет трудно распознавать свои чувства и эмоциональные состояния. А также будет трудно "считывать" и понимать чувства других людей.
С другой стороны, можно дать ребенку обратную связь, которая поможет понять, что его чувства имеют место быть, и они верны:
- "Как же ты все у меня подмечаешь. Я действительно немного расстроена из-за телефонного разговора. Мне нужно несколько минут прийти в себя. И мне стало бы гораздо лучше, если бы ты меня обнял сейчас".
3. Ребенок за ужином толком ничего не съел и при этом говорит:
- "Я наелся. Можно я пойду?"
- "Нет, ты не наелся. Посмотри, ты же ничего не съел. Ты сейчас выйдешь из-за стола голодным".
Стоит отметить, что у детей бывают разные периоды: в один день они могут много и часто есть – это нормально. А в другой день могут есть мало – и это тоже нормально.
В детстве хороша развита система взаимосвязей со своим телом, и важно не нарушить этого контакта. Когда мы говорим ребенку на его ощущение сытости: "Нет. Ты голоден, надо еще поесть", мы начинаем разрывать эту связь. Кинестетический канал начинает подавляться.
Родитель для ребенка – это самый значимый человек. В раннем возрасте дети безоговорочно доверяют тому, что им говорят родители, именно поэтому так важно подбирать слова, которые мы озвучиваем ребенку.
В будущем мы можем увидеть такую потерю контакта с собой, например, в частом переедании. Человек не может почувствовать вовремя состояние насыщения.
4. Ребенок с мамой после бассейна идут погреться в сауну. Ребенок через какое-то время говорит:
- "Я согрелся, можно я выйду?"
- "Ты еще не согрелся. Давай еще 5 минут посидим, вот тогда ты согреешься".
Зарисовки ситуаций показывают, насколько важно с самого детства прислушиваться к тому, что чувствует ребенок. Важно позволить ему выражать свои чувства, и позволить этим чувствам быть отличными от наших представлений о том, как должно быть. Детям необходимо устанавливать контакт с собой, со своими чувствами, и взрослые могут им в этом помочь.
Развитая чувственная сфера станет залогом хорошего контакта с самим собой и с окружающими людьми.