1. Ощущения.
В первый год жизни ребенок привязывается через физические ощущения. Поэтому так важно не отказывать малышу в ручках, в зрительном контакте.
Первые полгода ребенок как бы знакомится с окружающими его взрослыми и выбирает к кому привязаться.
Замечали, наверно, что вдруг после 6 – 8 месяцев ребенок начинает бояться малознакомых людей, предпочитая им тех, кто всегда рядом.
Основной привязанностью обычно становится мама. Связано это не с родством, а с тем, что именно мама, как правило, заботится о ребенке. Если же мамы не будет рядом, то привязанность сформируется к тому, кто возьмёт на себя заботу о ребенке. Если о нем заботятся несколько взрослых наравне, то привязанность сформируется к ним всем.
2. Похожесть.
После года ребенок стремится походить на своего взрослого. Малыш надевает шарфик как у мамы, пытается сесть на горшок как брат, стучит молотком как папа.

Именно вследствие привязанности дети учатся на примере родителей.
Родителям на этой стадии следует подчёркивать схожесть ребенка с собой.
3. Принадлежность.
Примерно с 2х лет ребенок начинает обозначать свою принадлежность: я мамин, моя мама, мой папа. В этом возрасте дети могут начать ревновать родителей друг к другу и к другим детям в семье.
Тогда же они начинают "жадничать". Специально ставлю в кавычки, потому что, когда двухлетка кричит "мое!" то это не про жадность.
Не нужно ругать ребенка за это и объяснять, что мама общая. Он и сам это со временем поймет.
А пока акцент на том, что "ты мой малыш, я твоя мама".
4. Значимость.
Примерно после 3х лет ребенку становится важным чувствовать свою значимость для своего взрослого, чувствовать, что им дорожат. От детей в этом возрасте часто можно услышать: Мама, посмотри как я умею.
Ребенку в этом возрасте важно видеть, что ему рады. Показывайте его ценность: "Я так рада, что ты мой ребенок!", "Так здорово, что ты у нас родился", "Мы так рады, что у нас родился именно ты".
5. Любовь.
Возраст 4-5 лет – это возраст, когда ребенок начинает по настоящему любить своих взрослых.
На этой стадии принятие важно как никогда. Ребенку важно чувствовать, что его любят не за что-то, а просто потому что он есть.
Любовь очень глубокое и уязвимое чувство. Не все дети и не со всеми взрослыми дорастают до этой стадии привязанности. При этом дети привязанные на уровне любви спокойней отпускают своих взрослых. На этой стадии уже нет такой сильной необходимости в физическом присутствии, так как ощущение безопасности, дает само чувство любви, которое греет даже в разлуке.
6. Познание.
На этом уровне ребенок доверяет вам свои тайны. И здесь важно сделать так, чтоб ребенок не боялся нести вам свои секреты, даже если он сделал что-то неправильно.
Если ребенок где-то ошибся, а потом признался в этом, то стоит просто обсудить с ним эту ситуацию, озвучить ему перед каким выбором он стал, его чувства, обсудить возможные решения.
Когда дети доверяют свои секреты, тем самым они лучше понимают сами себя, что в свою очередь ведет к развитию цельной личности.
Часто взрослые торопят своих маленьких детей преждевременно приучая к самостоятельности. Однако самостоятельность нельзя научить, она должна прийти изнутри.
Точно также как мы не можем ускорить физический рост детей, мы не можем ускорить их психическое созревание. И также как и с ростом, наша задача – это создать условия для созревания.
Таким условием и является надежная привязанность.