На семинаре "Работа с тенью "я предлагаю описать "профиль хорошего ученика", где часто звучат такие характеристики: спокойный (но активный, когда это требуются), уважающий учителей, послушный, добрый,...список можно продолжать. "Удобный" – одним слов.
Грусть в том, что потребность в спонтанности, самовыражении, физической активности, отстаивании своих границ (зачастую, это злость, которая не приветствуется), возможности иметь свою точку зрения и т.д. "задвигаются" куда подальше, но не исчезают, уходя в "тень", которая даёт о себе знать с помощью заболеваний, зависимостей, конфликтах, "случайной"телесной травматизации, не менее "случайной" потере денег, плохом настроении и отсутствии сил.

Такова оплата входного билета во взрослую жизнь. Другими словами, ребенок, сталкиваясь с этим "фильтром", неизбежно переживает травму.
И, конечно, таким фильтром могут являться родители, с которыми было "холодно", если "входной билет не оплачен": определенные требования не выполняются (слушаться старших, учиться хорошо, не доставлять бытовых проблем, не играть шумно, не плакать громко, а лучше вообще не плакать и т.д).
В общем и целом, это... нормально: все детки сталкиваются с таким моментом . В определенном смысле, такая травма помогает выжить и дает возможность социализации – "членства в сообществе под названием "Социум" (а без него – никак, если мы не находимся на необитаемом острове).
Вспоминается фраза в одном из пабликов: "Залог психического здоровья ребенка – своевременная психотерапия... За пару лет до его зачатия" . Другими словами, вырастить маленького человека без единой травмы очень сложно (равно, что не возможно).
Проблемы начинают возникать, когда данную модель поведения маленький человек усваивает и носит этот костюм уже постоянно, не снимая. Человек растет, окружение меняется (уже старшая школа, институт, работа, отношения, семья), а костюмчик не меняется в размерах и начинает жать. В прочем, это зачастую не осознается носителем такого костюма, но остро ощущается при потере отношений или любимой работы, появлению болезней и других кризисах.
Конечно, всё это красивые метафоры, за которыми стоит боль, отчаяние, усталость, болезни, поиск выхода и иногда невозможность его увидеть...годами, а то и более, ведь "травма – это очки, разбитые стеклами внутрь". И именно через такие стекла человек воспринимает действительность с искажением, раня себя и близких, но не подозревая о возможности использования других очков, качественных.
Есть хорошая новость: у всех нас был опыт ощущения себя настоящего (до момента травмы), и именно этот опыт может помочь в работе.
Итак, если у вас есть симптом:
Шаг 1. Поймите, как он представляется и физически ощущается (любые характеристики, метафоры и т.д.)
Шаг 2. А теперь освободите пространство вокруг себя и начните шагать назад, где каждый шаг символизирует отрезок времени (1 шаг – 1 год, к примеру). Цель – попасть в тот возраст, когда симптома ещё не было. Возможно, вы сделаете множество шагов, исследуя своё прошлое, результат того стоит.
Шаг 3. Вы попали туда, в возраст, когда симптома ещё нет. Дайте себе время, чтобы "побыть" там. Что происходит в том моменте? Что вы видите вокруг себя? Есть ли кто-то рядом с вами? Что вы делаете, что чувствуете, будучи маленьким собой? Как это переживается на уровне тела и чувств? Запомните это состояние на физическом и чувственном уровне.
Шаг 4. Сохраняя это состояние, сделайте шаг назад, в возраст когда симптом уже был, изменяя состояние этого периода нынешним ощущением себя. Если вы чувствуете, что для этого нужны какие-то дополнительные ресурсы, не стесняйтесь их просить/брать в воображении или реальной жизни.
Шаг 5. Итак, шаг за шагом не теряя того состояния,вы приходите в свой нынешний возраст.
Прислушайтесь к себе: что чувствуется физически и эмоционально? Как вы воспринимаете то, что окружает вас? Что произошло с симптомом: если он есть, снизилась ли степень его проявленности сейчас? За счёт чего?
Если симптоматики уже нет, отметьте это.
Шаг 6. При желании можно взять краски, кисти или карандаши и нарисовать это состояние, к которому можно обращаться за "ресурсом" в непростых ситуациях или обычной жизни.
P.S. А ещё бывает не лишним спрашивать себя, через какие линзы воспринимается на ситуация: через линзы "травмы" или без линз-искажений...
P.P.S. Идея названия статьи и алгоритма работы с травмой взята из цикла программы повышения квалификации "Большая и малая психиатрия" под руководством Лары Писаренко.
Удачи!