До трех лет ребенок учится настраивать свою развивающуюся нервную систему на нашу с Вами земную реальность. Процесс сложный и требует времени. Предстоит научиться видеть, слышать, чувствовать, двигать ручками, ходить, кушать. Предварительная ступень очеловечивания – появление речи: ребенок начинает осваивать врожденный механизм социальной коммуникации.
Постепенно с двух до трех лет в мозге ребенка начинает более менее складываться схема его ближайшего окружения. Он начинает осознавать, что вот это – моя мама, это – папа, это – бабушка, это – "ключевой" член семьи – собака и т.д. И каким-то образом эти люди у него в голове начинают располагаться, как электроны вокруг ядра, в некую диспозицию: кто? где? когда? с кем? и как? И ребенку надо хорошо освоить эту семейную систему, разобраться и понять, кто и что может сделать ему хорошего, кто ему важен, когда и почему ему бывает "не очень-то", в ответ на какие его действия можно получить не улыбку, а сдвинутые брови. На это действительно нужно время.

Человеческий мозг развивается среди всего живущего на земле дольше всего, но он и сложнее всех по итогу. Если выдергивать ребенка из одного адаптационного механизма в другой, не дав освоить предыдущий этап развития, а именно, не позволив ему определить семейное окружение, привыкнуть к нему и побыть в стабильном комфортном состоянии – стресс от посещения детского сада может усилиться. У психики просто не хватит ресурсов справиться с новым испытанием. Ведь не забывайте, любое изменение привычной ситуации для человека, будь то хорошее изменение или плохое, – это стресс, и детский сад – не исключение.
Как подготовить ребенка к этому мероприятию?
Берем пример с природы, в ней полно уже разработанных алгоритмов!:) Вот, в ребенка изначально "воткнуто" готовое лекало разворачивания речевых процессов и мы, не помня себя, все как-то само собой заговорили. По той же схеме пробуем заранее "загрузить" в ребенка "идею" детского сада:1. Находим мультик про детский сад для детей или зверюшек и демонстрируем его ребенку несколько раз, обязательно комментируя и обращая внимание ребенка на разные аспекты: кто там главный, кого все слушаются, что там можно делать, чего – нельзя. Как можно эмоциональнее: "Ого! А посмотри, что это случилось с зайчиком?" Поскольку внимание и способность сконцентрироваться на чем-то у 3-4-летних детей еще слабенькое, структуры мозга, отвечающие за эти процессы, еще совсем не развиты, то нам нужно это внимание как-то поймать и зафиксировать на нужных нам нюансах мультфильма. Мультик вполне заменяем книжкой – читаем и выделяем важные детали про детский сад;
2. Далее, на имеющуюся у нас базу (мультик, книжка) добавляем игру с ребенком дома в детский сад при помощи разных игрушек (5-10 минут) – пусть все имеющиеся в доме мишки, зайчики, тигрята, куклы – все ходят в детский сад! То есть просто проигрываете с ребенком на игрушках драматические сценки из мультика или книжки. Конечно, можно ввести свои сюжетные линии, особенно если продемонстрируете ребенку какую-то проблемную ситуацию и покажите, как можно из нее выйти, – вообще отлично. Пусть в голове малыша будет "нужный файл" по теме "Как справиться с неприятным событием". Помните, что и мультик/книжка и эти небольшие игры нужно повторять с ребенком в течение какого-то времени до начала посещения детского сада (2-3 недели), чтобы он запомнил эту информацию и мозг ее немного "поварил";
3. Следующий этап: выберите детский сад и прогуляйтесь с ребенком вокруг, желательно, когда детей выведут на прогулку. Знакомим ребенка с настоящим детским садом и вспоминаем при этом ваш мультик/книжку. Чтобы идея начала обретать реальное наполнение. Можете посравнивать – что похоже, а что нет. Это опять же для того, чтобы ребенок сфокусировал внимание именно на этом, а не на птичках, облаках и т.д.
Вывод: ребенок начнет усваивать идею детского сада на позитиве (мультик/книжка/игра), и это будет уже нечто знакомое для него. Ему будет понятно, как там все устроено. Соответственно, стресс от настоящего похода в детский сад снижается.
Важно: ребенок идет в детский сад каждый со своим "чемоданчиком" внутрисемейного опыта, который сложили ему родители. Если ребенок живет в атмосфере любви, поддержки и уважения к его нуждам, потребностям, внутреннему миру, то его способность адаптироваться в новых для него ситуациях возрастает в разы. По моему опыту более трети моих клиентов имеют проблемы с детским садом именно в силу неуверенности ребенка в своих силах, повышенной тревожности, ожиданий чего-то плохого, страшного и разрушительного.
Например, в семье к ребенку предъявлялись завышенные требования, а поддержки было не достаточно, и, как следствие, ребенок получал послания о том, что он не очень со всем справляется, какой-то он неуспешный или неправильный. Другой вариант: у самой мамы повышенный уровень тревожности и она не могла быть для ребенка надежной опорой, ребенок не получал от нее ощущения предсказуемости и надежности окружающего мира, соответственно у него нет ощущения внутренней силы и готовности противостоять трудностям. Стоит решать проблемы до того, как ваш ребенок идет в детский сад. Советы психолога помогут создать у ребенка хорошее представление о себе, наполнить его идеей о том, что мир к нему доброжелателен и все у него будет хорошо, со всем он справится!