Автор: Анастасия Колесникова – психолог.
Эффект Барнума (Форера) – это когнитивное искажение, проще говоря, распространенная ловушка человеческого мышления.
Это искажение объясняет веру в гороскопы, хиромантию, гомеопатию, соционику и т.п.
Как видите, у этого эффекта несколько названий, поскольку не один специалист обращал на него внимание.
Финеас Барнум – это известный американский шоумен, известный своими психологическими манипуляциями. Он не исследовал данный эффект (по крайней мере, в научном смысле), но активно использовал.
Бертрам Форер – американский психолог, который провел научный эксперимент, доказавший существование этого эффекта.
Эксперимент был достаточно прост – психолог дал своим студентам специальный тест, результаты которого должны были описать их личность. Однако вместо реальных результатов каждый студент получил один и тот же текст – расплывчатый и неконкретный.
Реклама

Форер взял его из гороскопа. Вот этот текст:
"Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность".
После этого психолог попросил студентов оценить результат по 5-балльной шкале, в зависимости от того, насколько он соответствует действительности. Проще говоря – насколько он им подходит.
Средней оценкой стали 4,26 балла.
Впоследствии этот эксперимент повторяли множество раз с другими людьми и другими тестами, но, чтобы убедиться в существовании эффекта, достаточно вспомнить об огромном количестве людей, которые отстаивают истинность гороскопов и подобного.
На эффект влияют несколько факторов:
- Субъект должен считать, что результат применим только к нему, что это его личный результат;
- Субъект должен чувствовать авторитет человека, составившего описание;
- В описании должны быть преимущественно позитивные характеристики (но не только позитивные).