Но когда-то давно Саул был бедным пастухом; молодым и отважным. Он верил в судьбу и узнал у прозорливца, что ему предстоит стать великим царем. Такова его судьба. Четверть сикля серебра отдал он за великое предсказание Самуила – самую малость. Он был очень беден.
И теперь он тоже беден. Затравлен, загнан в угол, лишен и царства, и золота, и семьи, и покоя. И снова хочет узнать свою судьбу в тайной надежде, что выход есть. Что еще можно переменить все к лучшему, победить и вернуть себе власть и могущество. Пусть только Самуил скажет – как? Пусть только волшебница вызовет его из таинственного царства мертвых.
Реклама

Теперь царь опять верит в судьбу. Надеется на ее благосклонность. Он теперь во все верит. А ведь изгнал из царства своего тех, кто предсказывал и пророчествовал – зачем они смущают умы, если человек – сам кузнец своего счастья? Особенно – царь?
Разве судьба не подвластна царю, которому подвластно все в этом земном мире? Только один Иегова стоит над царем, а всем остальным управляет сам Саул. Как далеко забралась эта волшебница! Вот и пещера.
Сейчас он узнает, что нужно сделать, чтобы повернуть историю вспять, взойти на трон и жестоко покарать врагов. А прорицателям сделать некоторое послабление – пусть живут в городе, на окраинах. Пещеру не так-то легко разыскать, тем более – раненому и больному.
Буду держать прозорливцев под рукой, - решает Саул и входит в пещеру, где его уже ожидает изгнанная им же аэндорская ведьма. Да полно – ведьма ли? Отчего она смотрит с таким состраданием и жалостью? Почему подает кувшин с водой и лепешку, ни о чем не спрашивая? И молча принимается творить обряд вызывания духов, печально качая головой…
«Испытание Судьбы»
Вот парадокс – стоит человеку столкнуться с преследованием судьбы, и он начинает верить в нее. Приносить жертвы. Уповать. Просить милости. Умолять о пощаде. Пытаться убежать от ударов рока. Рок - это не судьба. Это две разные сущности.Издревле Судьба считалась судьей. А Рок – безжалостным палачом, выполняющим ее приказы. «Рок головы ищет», - говорили на Руси, шепотом и оглядываясь. Наши предки твердо знали, что с Судьбой шутить не надо. Да и поминать лишний раз не стоит. Судьба – она и сама пошутить любит. Жестоко и неожиданно.
И отомстить тем, кто пренебрежительно к ней относится; вдоволь поиздеваться над теми, кто вздумает ее «пытать» без надобности. Как будущие декабристы, которые шутили и смеялись над гадалкой в Париже. Победители любят посмеяться. Да и гадалку посетить – отличное развлечение для «афеев»-атеистов, опередивших свой век вольнодумием и свободолюбием.
Гадалка рассердилась, да и сказала, что всю компанию повесят. Это вызвало бурный смех – разве глупая дама не знает, что в прогрессивной России дворян не вешают? «А вас всех повесят!», - убежденно сказала разъяренная гадалка. И повесили. В прогрессивной России законы для бунтовщиков могут и переменить.
В народе всегда знали, что от судьбы не уйдешь. И шутить с ней, «пытать» ее, пытаться разгадать тайну – не стоит. Судья-Судьба вынесет приговор. А неумолимый палач-Рок в кумачовой рубахе найдет твою голову, где бы ты ни был. И не только в России знали об этом.
В эллинском мире только одну судьбу и боялись: ее воплощали множество богинь и божеств. Неизбежное возмездие несла Немезида; бездушную необходимость – Ананке; слепая случайность – Тихе – подкарауливала за каждым углом, а суровая и холодная необходимость – Адрастея – вырастала на жизненном пути внезапно и неизбежно.
Страшные боги, совсем не похожие на таких человечных и понятных богов Олимпа. Недаром и олимпийцы боялись Судьбу. Мойры пряли свои нити – человеческие судьбы, сплетали их в затейливый узор и обрезали нить, когда приходило время. И судьбы богов-олимпийцев тоже были в руках мойр. Лучше не знать их и не гневить…
«Темная и безумная, совершенно неведомая, но в то же время всякую вещь определяющая», - так говорил о понятии Судьбы в эллинском мире философ Лосев. Но во всяком безумии есть своя логика. И, поняв ее, может быть, можно, если не избежать судьбы, то понять ее и следовать указаниям.
Поэтому оракулы и прорицатели необходимы. Вся история Троянской войны – история пророчеств и предсказаний. Предсказатели играли такую же важную роль, как воины и герои. Хотя и их не всегда слушали – такова человеческая натура. А иногда – поступали наперекор пророчествам, смиряясь с Судьбой в борьбе с ней.
Ахилл знал, что участие в Троянской войне принесет ему гибель. А убийство Гектора станет началом его собственного конца. И альтернатива была: можно было прожить долгую, приятную и бесславную жизнь.
Даже страшная эллинская судьба дает право выбора. Но окончательный приговор – смерть в конце жизни – все равно будет приведен в исполнение; так что, по большому счету, прятаться не имеет смысла. И Ахилл отправляется на поле боя и побеждает Гектора, изумляя богов своей смелостью и яростью… А потом – погибает, как и положено герою.
Рильке написал: «Помни, гибель героя – предлог для его бытия». Пусть сбывается судьба героя. Страшно не погибнуть в бою, а умереть в слепой дряхлости под обломками сгнившего корабля, как Язон. По крайней мере, для героя такая судьба – страшнее.
Судьба бедуина
Исследователи философии бедуинов обратили внимание на удивительное слово «сабр», которое имело два противоположных значения одновременно. Это терпение, стойкость, выносливость. Неимоверная покорность. И в то же время «сабр» - это отвага, смелость, дерзость. Неимоверная отвага.Так что это странное понятие, относящееся к судьбе, можно перевести как «отважное терпение» или «терпеливая отвага». Чтобы жить мудро и правильно, нужно иметь «сабр». Где нужно, покоряться судьбе. Где нужно – вступать в яростную схватку с обстоятельствами. Судьба непостижима, и нечего ломать голову, пытаясь понять ее сущность.
Бедуины разумно считали, что отведенный человеку отрезок жизни следует посвятить не горестным стенаниям и философским раздумьям, а «активному устроению дел». Агата Кристи была поражена этим отличием отношения к судьбе: разумный фатализм позволял арабам спокойно наслаждаться жизнью, пока можешь.
Ешь, пей, проводи время с гуриями, покупай лошадей и дома – пока можешь. Пока судьба дает тебе такую возможность. А наступит день – прими предначертанное без ненужного страха и горя. И встреть достойно «разлучительницу собраний», Смерть, от которой никто не может убежать.
И поэтому у бедуинов не было ни неврозов, ни депрессий – они просто принимали жизнь и судьбу, как данность. И действовали по обстоятельствам. Страх перед судьбой возник позже, когда появились дома. Имущество. Оседлость. У некоторых – богатство, с которым так боязно расставаться.
Кстати, именно по этим же причинам появились и первые профессиональные врачи – трудно богатому оставить нажитое и принять судьбу. Какой уж тут «сабр», когда сидишь в своем доме, с любовью оглядываешь нажитое, и с ужасом ждешь, как судьба постучит в двери и покажет тебе книгу, написанную священным каламом – а там ничего приятного не написано. Что может быть приятного в приговоре?
Счастье конунга
Скандинавы знали о судьбе очень многое. Они считали, что есть не только судьба самой личности; есть еще и судьба рода. Может быть, она даже важнее. В самом деле, что за судьба может быть у отпрыска нищего и трусливого рода? Так себе судьба. Даже говорить о ней не стоит.А вот конунги-вожди то и дело справлялись со своим предначертание: вещие сны и гадания сопровождали их на протяжении всей жизни. Как мы сегодня справляемся с прогнозом погоды, без страха и трепета, а из практических соображений. Брать с собой зонт или не брать.
А конунг решал, - брать с собой волшебный меч или не брать. Судьба сродни погоде, ниспосланной богами. И благоприятствует она тем, кто систематически подкрепляет ее своими поступками. Действует по обстоятельствам. Принимает неизбежное и преодолевает то, что можно преодолеть.
Если что-то пошло не так – не беда, это Судьба проявила свою сущность. Поэтому в сагах так часто повторяется: «так должно было произойти, так складывалось».
Человек полностью свободен обычной жизни; пусть живет, как хочет. Принимает решения, идет и плывет, куда ему надо, женится и вступает в бой. Ведь Судьба обнаруживается в критические моменты жизни, когда требуется предельное напряжение всех сил.
А распознать эти встречи с Судьбой помогут предсказатели и собственная интуиция. Ничего ужасного в Судьбе нет, считали скандинавы. Она может даже проявить к человеку благосклонность и милость – но только к конунгу. К вождю. К лидеру. На остальных Судьба просто не обращает внимания.
Ведь в переломных и критических битвах участвуют именно конунги; они и встречаются с Судьбой. И она дарит им удачу и счастье – за храбрость. И даже человек простого рода может получить свой кусочек счастья, свою долю и участь – для этого надо примкнуть к конунгу.
Идти с ним, воевать с ним и за него, быть верным и преданным – и тогда можно получить немножко благосклонности Судьбы. Особенно – через подарки вождя. В подарках и трофеях воплощается везение.
Так что блажен тот, кто примкнул к сильному лидеру и разделил его судьбу, получив и свою часть – участь. Теперь и у такого человека есть взаимоотношения с Судьбой; теперь и он – личность, достойная ее внимания!
«Кузнец своего счастья»
Сейчас это модная позиция, как в революционные годы. Можно даже мыслями менять реальность и свою судьбу! Вообразил себе счастье – оно наступило. Представил богатство – оно свалилось на голову. Нарисовал образ идеального возлюбленного – он тут как тут. Решил изменить судьбы человечества – и изменил!Только вот левые большевики и пламенные революционеры втайне посещали пророков и гадателей. Как Бухарин в 1918 году, в Берлине. Свершилась Великая Октябрьская революция. Большевики взяли власть.
А Бухарин, редактор партийной газеты, к гадалке отправился, которая сказала ему сакраментальные слова: «Вы будете казнены в своей стране». Бухарин начал про революцию спрашивать. Это у гадалки-то! – сюрреализм чистой воды.
Дескать, не погибнет ли революция в России, добрая фрау? Не потому ли казнят? Но гадалка спокойно ответила, что про революцию ей ничего неизвестно – она в политике не разбирается. А вот судьба Бухарина ей понятна. Его казнят.
И это предсказание произвело на него большое впечатление – много лет спустя он рассказал этот случай своей молодой жене, Анне Лариной. И не ушел от судьбы – казнили.
И великий Куприн много писал о судьбе – интересовал его этот вопрос очень. И обратил внимание на странные, но закономерные шутки судьбы – ими она отвечает тем, кто считает себя хозяином и царем своей жизни.
Да мы и сами с этим сталкиваемся – стоит детально решить, что мы будем говорить и делать, как обстоятельства меняются, и все наши детальные точные планы рушатся, как карточный домик. Чтобы не слишком умничали.
А Ленин был материалистом и все боролся с «поповскими суевериями». И влияние судьбы, понятное дело, отрицал. Признавал лишь роль исторических обстоятельств.
Однако и он вспомнил как-то, как неграмотный крестьянин поглядел на него и сказал: «А ведь ты, Ильич, от кондрашки помрешь. Больно у тебя шея короткая». И умер – от «кондрашки»; так тогда называли инсульт. Изменив судьбы мира. И не изменив своей личной судьбы, предсказанной за много лет простым мужиком.
А в моей практике был случай, когда успешный мужчина с удовольствием посещал тренинг по изменению судьбы. И ему очень нравилось, что события и впрямь стали меняться к лучшему. Судьба подчинялась ему! В радужном настроении он вышел с тренинга. И наступил на ВИЧ-инфицированный шприц. К счастью, превентивные меры помогли избежать болезни. Но желание подчинять себе судьбу пропало раз и навсегда. Он усвоил свой урок.
Что делать?
Современные исследователи, философы и психологи, все чаще приходят к выводу, что человек имеет мало общего со своей судьбой. Он рождается в определенной стране, у определенных родителей, с определенным набором генов. Все уже заложено и определено.И современная психология повторяет то, что 8 тысяч лет назад уже записали жрецы Месопотамии на глиняных табличках: чтобы жить в мире с Судьбой, следует максимально соответствовать своей сущности.
Имеешь талант – развивай его и следуй своим дарованиям. Имеешь мужество и силу – борись. Любишь – люби. Познаешь – познавай. А наступит день встречи с Судьбой – встреть ее достойно, как подобает бедуину и конунгу. Ибо никто не знает, что будет после смерти.
Но сохранились тайные знания и смутные догадки, подкрепленные и современными исследованиями, что узор судьбы (Шопегауэр) не кончается вместе с этой жизнью. Это – только часть. И в неведомое мы вступаем с тем опытом, победами и познаниями, которые приобрели в этой жизни.
…И, когда появилась бледная тень пророка Самуила, вызванного из Шеола, Саул уже все понял. Горел костер. Усталые воины заворожено смотрели на волшебницу и гневно пророчествующего Самуила. Саул не слушал. Он понял. Напрасно он искал спасения и надежды, зря малодушествовал. Самуил уже сам мертв; и его земная судьба свершилась. И осталось принять свою Судьбу.
А в пещере тепло и уютно; и волшебница смотрит с сочувствием. И нисколько не сердится, что он изгнал ее за пределы царства. Сейчас он отдохнет и без отчаяния в сердце пойдет навстречу уготованной участи. Как положено царю. И человеку.