Судьба человека


…Кто идет по темному ущелью, в кромешной ночи? Отблески факела падают на царский плащ, изрядно потрепанный в битвах и бегстве. Бряцает оружие немногих оставшихся в живых воинов, нарушая тишину ночи. Это царь Саул идет к Аэндорской волшебнице, узнать свою судьбу. Надо вызвать из Шеола тень пророка Самуила – его давно нет среди живых.

Но когда-то давно Саул был бедным пастухом; молодым и отважным. Он верил в судьбу и узнал у прозорливца, что ему предстоит стать великим царем. Такова его судьба. Четверть сикля серебра отдал он за великое предсказание Самуила – самую малость. Он был очень беден.

И теперь он тоже беден. Затравлен, загнан в угол, лишен и царства, и золота, и семьи, и покоя. И снова хочет узнать свою судьбу в тайной надежде, что выход есть. Что еще можно переменить все к лучшему, победить и вернуть себе власть и могущество. Пусть только Самуил скажет – как? Пусть только волшебница вызовет его из таинственного царства мертвых.
Реклама

Теперь царь опять верит в судьбу. Надеется на ее благосклонность. Он теперь во все верит. А ведь изгнал из царства своего тех, кто предсказывал и пророчествовал – зачем они смущают умы, если человек – сам кузнец своего счастья? Особенно – царь?

Разве судьба не подвластна царю, которому подвластно все в этом земном мире? Только один Иегова стоит над царем, а всем остальным управляет сам Саул. Как далеко забралась эта волшебница! Вот и пещера.

Сейчас он узнает, что нужно сделать, чтобы повернуть историю вспять, взойти на трон и жестоко покарать врагов. А прорицателям сделать некоторое послабление – пусть живут в городе, на окраинах. Пещеру не так-то легко разыскать, тем более – раненому и больному.

Буду держать прозорливцев под рукой, - решает Саул и входит в пещеру, где его уже ожидает изгнанная им же аэндорская ведьма. Да полно – ведьма ли? Отчего она смотрит с таким состраданием и жалостью? Почему подает кувшин с водой и лепешку, ни о чем не спрашивая? И молча принимается творить обряд вызывания духов, печально качая головой…

«Испытание Судьбы»

Вот парадокс – стоит человеку столкнуться с преследованием судьбы, и он начинает верить в нее. Приносить жертвы. Уповать. Просить милости. Умолять о пощаде. Пытаться убежать от ударов рока. Рок - это не судьба. Это две разные сущности.

Издревле Судьба считалась судьей. А Рок – безжалостным палачом, выполняющим ее приказы. «Рок головы ищет», - говорили на Руси, шепотом и оглядываясь. Наши предки твердо знали, что с Судьбой шутить не надо. Да и поминать лишний раз не стоит. Судьба – она и сама пошутить любит. Жестоко и неожиданно.

И отомстить тем, кто пренебрежительно к ней относится; вдоволь поиздеваться над теми, кто вздумает ее «пытать» без надобности. Как будущие декабристы, которые шутили и смеялись над гадалкой в Париже. Победители любят посмеяться. Да и гадалку посетить – отличное развлечение для «афеев»-атеистов, опередивших свой век вольнодумием и свободолюбием.

Гадалка рассердилась, да и сказала, что всю компанию повесят. Это вызвало бурный смех – разве глупая дама не знает, что в прогрессивной России дворян не вешают? «А вас всех повесят!», - убежденно сказала разъяренная гадалка. И повесили. В прогрессивной России законы для бунтовщиков могут и переменить.

В народе всегда знали, что от судьбы не уйдешь. И шутить с ней, «пытать» ее, пытаться разгадать тайну – не стоит. Судья-Судьба вынесет приговор. А неумолимый палач-Рок в кумачовой рубахе найдет твою голову, где бы ты ни был. И не только в России знали об этом.

В эллинском мире только одну судьбу и боялись: ее воплощали множество богинь и божеств. Неизбежное возмездие несла Немезида; бездушную необходимость – Ананке; слепая случайность – Тихе – подкарауливала за каждым углом, а суровая и холодная необходимость – Адрастея – вырастала на жизненном пути внезапно и неизбежно.

Страшные боги, совсем не похожие на таких человечных и понятных богов Олимпа. Недаром и олимпийцы боялись Судьбу. Мойры пряли свои нити – человеческие судьбы, сплетали их в затейливый узор и обрезали нить, когда приходило время. И судьбы богов-олимпийцев тоже были в руках мойр. Лучше не знать их и не гневить…

«Темная и безумная, совершенно неведомая, но в то же время всякую вещь определяющая», - так говорил о понятии Судьбы в эллинском мире философ Лосев. Но во всяком безумии есть своя логика. И, поняв ее, может быть, можно, если не избежать судьбы, то понять ее и следовать указаниям.

Поэтому оракулы и прорицатели необходимы. Вся история Троянской войны – история пророчеств и предсказаний. Предсказатели играли такую же важную роль, как воины и герои. Хотя и их не всегда слушали – такова человеческая натура. А иногда – поступали наперекор пророчествам, смиряясь с Судьбой в борьбе с ней.

Ахилл знал, что участие в Троянской войне принесет ему гибель. А убийство Гектора станет началом его собственного конца. И альтернатива была: можно было прожить долгую, приятную и бесславную жизнь.

Даже страшная эллинская судьба дает право выбора. Но окончательный приговор – смерть в конце жизни – все равно будет приведен в исполнение; так что, по большому счету, прятаться не имеет смысла. И Ахилл отправляется на поле боя и побеждает Гектора, изумляя богов своей смелостью и яростью… А потом – погибает, как и положено герою.

Рильке написал: «Помни, гибель героя – предлог для его бытия». Пусть сбывается судьба героя. Страшно не погибнуть в бою, а умереть в слепой дряхлости под обломками сгнившего корабля, как Язон. По крайней мере, для героя такая судьба – страшнее.

Судьба бедуина

Исследователи философии бедуинов обратили внимание на удивительное слово «сабр», которое имело два противоположных значения одновременно. Это терпение, стойкость, выносливость. Неимоверная покорность. И в то же время «сабр» - это отвага, смелость, дерзость. Неимоверная отвага.

Так что это странное понятие, относящееся к судьбе, можно перевести как «отважное терпение» или «терпеливая отвага». Чтобы жить мудро и правильно, нужно иметь «сабр». Где нужно, покоряться судьбе. Где нужно – вступать в яростную схватку с обстоятельствами. Судьба непостижима, и нечего ломать голову, пытаясь понять ее сущность.

Бедуины разумно считали, что отведенный человеку отрезок жизни следует посвятить не горестным стенаниям и философским раздумьям, а «активному устроению дел». Агата Кристи была поражена этим отличием отношения к судьбе: разумный фатализм позволял арабам спокойно наслаждаться жизнью, пока можешь.

Ешь, пей, проводи время с гуриями, покупай лошадей и дома – пока можешь. Пока судьба дает тебе такую возможность. А наступит день – прими предначертанное без ненужного страха и горя. И встреть достойно «разлучительницу собраний», Смерть, от которой никто не может убежать.

И поэтому у бедуинов не было ни неврозов, ни депрессий – они просто принимали жизнь и судьбу, как данность. И действовали по обстоятельствам. Страх перед судьбой возник позже, когда появились дома. Имущество. Оседлость. У некоторых – богатство, с которым так боязно расставаться.

Кстати, именно по этим же причинам появились и первые профессиональные врачи – трудно богатому оставить нажитое и принять судьбу. Какой уж тут «сабр», когда сидишь в своем доме, с любовью оглядываешь нажитое, и с ужасом ждешь, как судьба постучит в двери и покажет тебе книгу, написанную священным каламом – а там ничего приятного не написано. Что может быть приятного в приговоре?

Счастье конунга

Скандинавы знали о судьбе очень многое. Они считали, что есть не только судьба самой личности; есть еще и судьба рода. Может быть, она даже важнее. В самом деле, что за судьба может быть у отпрыска нищего и трусливого рода? Так себе судьба. Даже говорить о ней не стоит.

А вот конунги-вожди то и дело справлялись со своим предначертание: вещие сны и гадания сопровождали их на протяжении всей жизни. Как мы сегодня справляемся с прогнозом погоды, без страха и трепета, а из практических соображений. Брать с собой зонт или не брать.

А конунг решал, - брать с собой волшебный меч или не брать. Судьба сродни погоде, ниспосланной богами. И благоприятствует она тем, кто систематически подкрепляет ее своими поступками. Действует по обстоятельствам. Принимает неизбежное и преодолевает то, что можно преодолеть.

Если что-то пошло не так – не беда, это Судьба проявила свою сущность. Поэтому в сагах так часто повторяется: «так должно было произойти, так складывалось».

Человек полностью свободен обычной жизни; пусть живет, как хочет. Принимает решения, идет и плывет, куда ему надо, женится и вступает в бой. Ведь Судьба обнаруживается в критические моменты жизни, когда требуется предельное напряжение всех сил.

А распознать эти встречи с Судьбой помогут предсказатели и собственная интуиция. Ничего ужасного в Судьбе нет, считали скандинавы. Она может даже проявить к человеку благосклонность и милость – но только к конунгу. К вождю. К лидеру. На остальных Судьба просто не обращает внимания.

Ведь в переломных и критических битвах участвуют именно конунги; они и встречаются с Судьбой. И она дарит им удачу и счастье – за храбрость. И даже человек простого рода может получить свой кусочек счастья, свою долю и участь – для этого надо примкнуть к конунгу.

Идти с ним, воевать с ним и за него, быть верным и преданным – и тогда можно получить немножко благосклонности Судьбы. Особенно – через подарки вождя. В подарках и трофеях воплощается везение.

Так что блажен тот, кто примкнул к сильному лидеру и разделил его судьбу, получив и свою часть – участь. Теперь и у такого человека есть взаимоотношения с Судьбой; теперь и он – личность, достойная ее внимания!

«Кузнец своего счастья» 

Сейчас это модная позиция, как в революционные годы. Можно даже мыслями менять реальность и свою судьбу! Вообразил себе счастье – оно наступило. Представил богатство – оно свалилось на голову. Нарисовал образ идеального возлюбленного – он тут как тут. Решил изменить судьбы человечества – и изменил!

Только вот левые большевики и пламенные революционеры втайне посещали пророков и гадателей. Как Бухарин в 1918 году, в Берлине. Свершилась Великая Октябрьская революция. Большевики взяли власть.

А Бухарин, редактор партийной газеты, к гадалке отправился, которая сказала ему сакраментальные слова: «Вы будете казнены в своей стране». Бухарин начал про революцию спрашивать. Это у гадалки-то! – сюрреализм чистой воды.

Дескать, не погибнет ли революция в России, добрая фрау? Не потому ли казнят? Но гадалка спокойно ответила, что про революцию ей ничего неизвестно – она в политике не разбирается. А вот судьба Бухарина ей понятна. Его казнят.

И это предсказание произвело на него большое впечатление – много лет спустя он рассказал этот случай своей молодой жене, Анне Лариной. И не ушел от судьбы – казнили.

И великий Куприн много писал о судьбе – интересовал его этот вопрос очень. И обратил внимание на странные, но закономерные шутки судьбы – ими она отвечает тем, кто считает себя хозяином и царем своей жизни.

Да мы и сами с этим сталкиваемся – стоит детально решить, что мы будем говорить и делать, как обстоятельства меняются, и все наши детальные точные планы рушатся, как карточный домик. Чтобы не слишком умничали.

А Ленин был материалистом и все боролся с «поповскими суевериями». И влияние судьбы, понятное дело, отрицал. Признавал лишь роль исторических обстоятельств.

Однако и он вспомнил как-то, как неграмотный крестьянин поглядел на него и сказал: «А ведь ты, Ильич, от кондрашки помрешь. Больно у тебя шея короткая». И умер – от «кондрашки»; так тогда называли инсульт. Изменив судьбы мира. И не изменив своей личной судьбы, предсказанной за много лет простым мужиком.

А в моей практике был случай, когда успешный мужчина с удовольствием посещал тренинг по изменению судьбы. И ему очень нравилось, что события и впрямь стали меняться к лучшему. Судьба подчинялась ему! В радужном настроении он вышел с тренинга. И наступил на ВИЧ-инфицированный шприц. К счастью, превентивные меры помогли избежать болезни. Но желание подчинять себе судьбу пропало раз и навсегда. Он усвоил свой урок.

Что делать?

Современные исследователи, философы и психологи, все чаще приходят к выводу, что человек имеет мало общего со своей судьбой. Он рождается в определенной стране, у определенных родителей, с определенным набором генов. Все уже заложено и определено.

И современная психология повторяет то, что 8 тысяч лет назад уже записали жрецы Месопотамии на глиняных табличках: чтобы жить в мире с Судьбой, следует максимально соответствовать своей сущности.

Имеешь талант – развивай его и следуй своим дарованиям. Имеешь мужество и силу – борись. Любишь – люби. Познаешь – познавай. А наступит день встречи с Судьбой – встреть ее достойно, как подобает бедуину и конунгу. Ибо никто не знает, что будет после смерти.

Но сохранились тайные знания и смутные догадки, подкрепленные и современными исследованиями, что узор судьбы (Шопегауэр) не кончается вместе с этой жизнью. Это – только часть. И в неведомое мы вступаем с тем опытом, победами и познаниями, которые приобрели в этой жизни.

…И, когда появилась бледная тень пророка Самуила, вызванного из Шеола, Саул уже все понял. Горел костер. Усталые воины заворожено смотрели на волшебницу и гневно пророчествующего Самуила. Саул не слушал. Он понял. Напрасно он искал спасения и надежды, зря малодушествовал. Самуил уже сам мертв; и его земная судьба свершилась. И осталось принять свою Судьбу.

А в пещере тепло и уютно; и волшебница смотрит с сочувствием. И нисколько не сердится, что он изгнал ее за пределы царства. Сейчас он отдохнет и без отчаяния в сердце пойдет навстречу уготованной участи. Как положено царю. И человеку. 

Метки: Депрессия, Невроз, Личность,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём